Итоги анкетирования «Четыре сезона семейного чтения»

Объявление 2024 года Годом семьи – это важное событие для нашей страны. Крепкая семья – это залог стабильности и процветания общества.
Работа с семьей — одно из важнейших направлений в деятельности библиотечной системы города Оренбурга. Именно семья формирует фундамент мировосприятия человека, образа жизни, ценностных ориентиров. В родителях библиотеки системы видят своих союзников в приобщении детей к чтению.
Многочисленные возможности, которые даёт современное информационное пространство, в особенности виртуальное, вносят существенные коррективы в детский досуг, который прежде казался незыблемым (прогулки, игры на воздухе, а главным образом – чтение). Современные дети стали по-другому использовать своё свободное время, находить новые способы развлечь себя после занятий в школе. Дети, используя готовые шаблоны, стали реже обращаться к книге.
В этом отношении представляется важным изучить роль родителей в процессе формирования у детей любви или хотя бы интереса к чтению. Насколько сильно родители обращают внимание на эту проблему, считают ли чтение важным в развитии ребёнка, дают ли советы при выборе книг, водят ли ребёнка в библиотеку. Круг этих вопросов представляется нам очень важным и актуальным. С целью изучения современных процессов детского и семейного чтения мы разработали инструментарий для социологического исследования. Нам было важно узнать, как происходит формирование читательского интереса у ребенка, что и как родители читают своим детям, какие детские книги считают необходимыми для своих детей.
Исследование «Четыре сезона семейного чтения», в формате онлайн-анкетирования, было организовано МБУ «БИС» г. Оренбурга. Инструментарий исследования – анкета, состоявшая из 16 вопросов. Вопросы предлагались закрытые – анкетный вопрос, на который респонденту были предложены готовые варианты ответов, так и открытые, где респонденты должны были сформулировать самостоятельно ответы. В качестве объекта исследований выступили родители. Анкета включала вопросы о необходимости привития детям интереса к чтению, о проблеме детского чтения, о необходимости чтения книг вслух детям и другие.
Анкетирование проводилось с 2 апреля по 1 июня 2024 года. Всего в опросе приняли участие– 165 человек.
Основные цели исследования:
• получить представление об организации домашнего чтения;
• определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка;
• определить эффективность традиций семейного чтения как средства развития интереса ребёнка к чтению;
• выявить читательские предпочтения детей.
На вопрос: «Считаете ли Вы важным семейное чтение, и с какого возраста планируете совместное чтение с ребенком?» — 70,3% респондентов ответили, что да, 52,7% опрошенных считают, что приобщать детей к чтению нужно с возраста 1-2-х лет, 20% – с 3-4-х лет, 10,3% с 5-6 летнего возраста. Ответ нет и затрудняюсь ответить дали одинаковое количество опрошенных по 1,8%.
На вопрос: «Что означает понятие семейное чтение» получены следующие ответы: 49,7% респондентов ответили, что это литература, интересующая всех членов семьи или ее части, 41,2% обсуждение прочитанного всей семьей или её частью, 38,2% — что это чтение вслух для всех членов семьи, 24,8% респондентов считают, что это когда все члены семьи заняты чтением, 15,2% ответили, книги для каждого члена семьи отдельно.
На вопрос: «Часто ли Вы покупаете книги?» 31,5% респондентов ответили 1 раз в полгода, 26,7% один раз в месяц, 17,6% один раз в год и 24,2% опрошенных не покупают книги совсем.
А вот вопрос: «Хотелось бы Вам, чтобы Ваш ребёнок любил читать книги?» показал, что 94,5 % хотят этого, затруднились с ответом 4,2% и не хотят, чтобы их дети читали всего1,2% опрошенных.
Не жалко своего времени, чтобы читать своему ребенку книги считают 61,8% респондентов, не всегда есть на это время у 29,1% опрошенных, у 9,1% возникают с этим сложности.
Преимущественно в семье родители читают книги детям по своей инициативе, так ответили 58,8% респондентов, по просьбе ребенка 54,5%, по необходимости 24,2%.
Если посмотреть тематику книг, которую читают детям, то большее количество ответили сказки – 65,5%, затем в приоритете оказалась классическая детская литература – 52,1%, энциклопедии, книги познавательного содержания, – так ответили 41,8 % респондентов, книги современных детских авторов читают – 37 %, а зарубежную детскую литературу – 28,5% опрошенных. Не имеют определённых предпочтений в прочтении книг – 12,7%, как оказалось есть и такие, кто читает своим детям что придется, их не так много – 3%.
На вопрос: «Есть ли у Вас семейная традиция чтения перед сном?» – 50,9% респондентов ответили – да, конечно, постепенно прививают эту традицию в семье – 23,6% опрошенных, 17,6% ответили, что эта традиция была жива, пока ребёнок был совсем маленький, 4,8% ответили, что у них это не принято и только 3% сослались на сильную усталость после работы.
На вопрос: «Считаете ли Вы важным беседовать с ребёнком о прочитанных книгах?» 71,5% респондентов ответили да это очень важно, 22,4% считают, что всё зависит от конкретной книги и 6,1% не считаю это важным.
Любимыми книгами детей в большей степени стали русские народные сказки, сказки народов мира, произведения А.Барто, Э.Успенского, Ш.Перро, В.Сутеева, К Чуковского, С.Я.Маршака, Н.Носова, П. Ершова, А. Пушкина, А. Толстого.
Как показало анкетирование, дети предпочитают читать бумажные книги, так ответили 75,2% респондентов, используют и те, и другие – 21,8% и только 3 % используют электронные книги для чтения.
Отвечая на вопрос: «Что может помочь разбудить интерес к чтению у детей?» 72,7% ответили, что пример родителей, 67,9%, что интересное содержание книги, 60% — визит в библиотеку, 45,5% — это чтение вслух в семье, 42,4% опрошенных сказали, что это современные и хорошо иллюстрированные книги, 37,6% думают, что чтение каждый день понемногу и рассказывание историй из книг поспособствуют развитию интереса к чтению. Желание самостоятельно познавать ранее неизвестное, вызовет интерес к прочтению, так ответили – 23,6% опрошенных. 17% думают, что усилия родителей поспособствуют привитию любви к чтению.
На вопрос: «Являетесь ли Вы читателем библиотеки. Какой библиотеки?» – 98% опрошенных ответили, что являются читателями библиотек, назвав в большинстве муниципальные библиотеки города Оренбурга, и только 2% опрошенных, не ходят в библиотеки.
На вопрос: «Какие виды библиотечной деятельности могут быть Вам полезны в приобщении ребенка к чтению?» – 58,8% респондентов ответили, что консультации библиотекаря по вопросам подбора литературы, 51,5% – получение информации о новых изданиях, поступивших в библиотеку, 44,2% – совместное посещение кружков по развитию у ребенка читательской активности, 41,8% – посещение мероприятий для родителей по вопросам детского чтения, 21,2% – памятки, библиографические пособия, 18,2% – консультации специалистов по детской психологии и педагогике.
На вопрос: «Какую помощь (советы, рекомендации по приобщению к чтению ребенка и т.п.) вы хотели бы получать от библиотеки?», опрошенные ответили так: 49,1% предпочитают рекомендации книг соответственно возрасту ребенка, 47,9% будут рады организованным встречам с детскими писателями, интересными людьми, как это было в старые времена, 40,6% предлагают больше рассказывать детям о литературных персонажах из интересных и захватывающих книжных историй и всевозможных произведений, 39,4% хотели бы получать внимательное и добродушное обслуживание в библиотеке, 31,5% предлагают организовывать в библиотеке тематические спектакли с участием детей, 25,5% ждут рекомендаций по новой литературе для детей, информацию о новинках книжного рынка, 23,6% хотели бы, чтобы в библиотеке был хороший каталог по всем имеющимся книгам в библиотеке, 21,8% предлагают демонстрировать новые рекомендации книг на библиотечном сайте, 18,8% будут рады рекомендациям ребенку книг, в которых много познавательного и нравственного, 18,1% ждут о библиотекарей больше книжных выставок и 13,3% опрошенных предлагают
рекомендовать книги по эмоциональному развитию ребенка, этикету.
На последний вопрос: «Какие книги Вы хотели бы, чтобы Ваш ребенок обязательно прочитал? Назовите несколько вариантов» и «Какие книги Вы порекомендовали бы другим родителям для прочтения их детьми или совместного чтения?», мнение опрошенных были различные, но большинство хотят, чтобы их дети прочли добрую, поучительную литературу русских классиков и советских писателей. Например, познавательные книги авторов В.Бианки, Е.И. Черушина, К.Д.Ушинского, А.П.Чехова, В.Даля. Произведения А.Н.Рыбакова, А.П.Гайдара, В.П.Катаева, Г.Остера, В.Г.Сутеева, С.Я.Маршака, А.Барто, В.Драгунского. Есть и те, кто рекомендует обратить внимание на зарубежных авторов. Например, «Каролина и её друзья» Пьер Пробст, Л. Шнайдер «Конни помогает маме», Хергет Гунди «Беспокойная мама», Пройслер О. «Маленькая Бага Яга», Мартин Содомка «Как построить железную дорогу» и др.

Данные мониторинга показали:
• большинство считают важным семейное чтение, введение ребенка в книжную культуру начинать нужно очень рано – в дошкольном периоде его развития;
• несмотря на важную роль в начальном приобщении детей к чтению учителей, воспитателей и библиотекарей, основное влияние на развитие ребенка как читателя, на формирование его читательских вкусов оказывает семья и читательская культура родителей. Количество семей, где практикуется чтение ребенку вслух, очень много и преимущественно родители читают книги детям по своей инициативе;
• не все родители имеют возможность выделить денежные средства на покупку книг для своей семейной библиотеки, фонды муниципальных библиотек могут оказывать существенную помощь в удовлетворении читательских потребностей детей;
• все родители, хотят чтобы их дети любили читать и очень огорчаются, если их ребенок, порой уже школьник, не любит книг и не хочет читать, но при этом не догадываются, что причина тому может лежать в раннем детстве, когда у родителей нет времени почитать с ребенком или они не совсем понимают что читать, читая все без разбора, успокаивая себя тем что я же читаю;
• в последнее время на литературном горизонте появилось много новых писательских имен. Но, к сожалению, читатели не часто обращаются к новым книгам, особенно, если авторы этих книг молоды и не так известны, как писатели маститые, хорошо знакомые. Наше предположение о том, что родители плохо ориентируются в современной детской литературе и в своих рекомендациях основываются только на личном читательском опыте, подтвердилось после анализа ответов на вопросы: «Какие книги Вы хотели бы, чтобы Ваш ребенок обязательно прочитал? Выяснилось, что родители по своей природе консервативны, предпочитая, чтобы их дети читали классику, на которой росли они сами. И другим родителям рекомендуют тоже знакомые имена писателей русской и советской литературы. Безусловно, классические книги были написаны талантливыми писателями и поэтами, уважающими маленького читателя и воспитывающими в нем личность. Но ребенок-читатель не может существовать только в поле устоявшейся, классической литературы – ему необходимы, как свежий воздух, новые книги о современной жизни, написанные современными писателями;
• библиотекари выступают, как важный инструмент взаимодействия с родителями в руководстве чтением детей. Такая работа должна вестись систематически, на протяжении всех лет, когда ребенок пользуется детской библиотекой. Как видно из ответов, родители нуждаются в сотрудничестве с библиотекой и ждут конкретных рекомендаций по поводу формирования репертуара чтения ребенка, а также навигации в море литературы для детей. Популяризировать традиции семейного чтения, проводить психолого-педагогическое просвещение родителей, использовать различные формы сотрудничества с ними, оказывать методическую помощь родителям в руководстве детским чтением. Формы работы могут быть разнообразными, от индивидуальной, до массовой. Сосредоточить свои усилия необходимо на основном направлении работы – организации семейного чтения и формировании ребенка-читателя. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.
Из выше сказанного можно сделать выводы, что чтение книг как самый интересный, затягивающий и увлекательный процесс не теряет своей актуальности. Потребность в книгах и библиотеках существует и если родители читают своим детям книги, то дети, скорее всего, полюбят эти книги. Полюбят то время, когда папа или мама садятся с ними и читают. Для детей книга будет символом соединения семьи, символом отдыха, будет способом общения с родителями – ведь только во время совместного чтения можно по-настоящему обсуждать прочитанное с детьми с точки зрения тех ценностей, которыми живет семья. В круговерти рабочей недели иногда тяжело найти время для такого чтения. Ведь это не десять минут, на это нужен как минимум час, которого так не хватает. В таком случае можно начинать с малого, завести традицию чтения детям на ночь, когда дети не только слушают что-то интересное и полезное, не только великие произведения мировой литературы, но и – что еще важнее – видят, насколько все это интересно самим родителям.
Работа библиотек по продвижению семейного чтения должна быть направлена на то, чтобы всеми доступными методами донести до родителей понимание того, что читатель рождается в семье и для его воспитания нужна хорошая, умная книга. Сотрудники библиотеки должны расширять грани взаимодействия с семьёй, искать новые возможности, продолжать создавать оптимальные условия для совместного неформального досуга, интеллектуального развития детей, творческой разгрузки у детей и взрослых.