Паспорт программы
«Палитра внутреннего мира»
Истинное определение прекрасного таково: прекрасное есть жизнь…
Н.Г. Чернышевский
«Эстетические отношения искусства к действительности»
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Основой в системе эстетического воспитания принято считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
В настоящее время в общественной и культурной жизни общества очень сильно влияние массовой культуры, следовательно, в сознании людей стираются границы между массовым искусством и искусством настоящим. Людям становится все труднее ориентироваться в быстро сменяющих друг друга культурных явлениях, очень сложно среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура выделить главное, ключевое. Особенно тяжело это дается в школьном возрасте. В этой ситуации необходимо помогать подросткам сформировать правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, раскрыть во всем своём богатстве систему вечных ценностей и традиций.
Учитывая актуальность данной проблемы в ЦГБ им. Н.А. Некрасова разработана библиотечная целевая программа «Палитра внутреннего мира на 2018-2020 годы».
Разработчик и исполнитель программы: ЦГБ им. Н.А. Некрасова, сектор искусств.
Цель: эстетическое воспитание подростков, стремление привить навыки познания прекрасного, создание оптимальных условий для проведения досуга подростков, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, формирование у подростков культурной и художественной картины мира.
Для осуществления поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
– развивать общий и художественный кругозор учащихся;
– формировать художественный вкус, образное мышление;
– привлекать подростков к чтению;
– воспитать у подростков чувства коллективизма, взаимовыручки, умение взаимодействовать.
Направленность программы: художественно-эстетическая.
Отличительные особенности данной программы:
– программа разработана для одного классного коллектива;
– программа ставит целью не столько развитие специальных эстетических навыков детей, сколько развитие их восприятия искусства и действительности, изучения элементов теории и истории искусства, а также систему практических занятий по развитию самостоятельной творческой деятельности детей;
– программа предусматривает обязательные посещения театров и кино, художественных музеев, выставок, библиотек, организации встреч с оренбургскими писателями и поэтами, художниками-иллюстраторами, обсуждение просмотренных спектаклей, фильмов, концертных программ, проведение бесед о различных видах искусства;
– программа нацелена помочь подросткам ощутить всё многообразие способов эстетического освоения действительности, поэтому тесно взаимосвязана со всеми учебными предметами;
– программа включает в себя краеведческие мероприятия.
Сроки реализации программы: 2018-2020гг.
Частота проведения: 1-2 раза в месяц.
Формы работы:
– беседа;
– библиотечный и интегрированный урок;
– экскурсия;
– проектная деятельность;
– вечер-портрет;
– литературная гостиная;
– час искусства;
– духовный час;
– познавательный час;
-вечер-портрет;
– библиотечный журфикс;
– викторина;
– арт-мастерская
План работы программы
«Палитра внутреннего мира» на 2018-2020гг.
Название мероприятия.
Форма работы. |
Сроки реализации | Ответственный |
«Великое Бородинское сражение на полотнах писателей».
Час искусства |
Сентябрь 2018г. | Бастрыкина А.В. |
«Я лиру посвятил народу моему»
Литературная гостиная |
Октябрь 2018г. | Бастрыкина А.В. |
«Знаменитые музеи мира».
Час искусства |
Ноябрь 2018г. | Бастрыкина А.В. |
«Образ матери в искусстве и литературе».
Литературно-музыкальная гостиная |
Ноябрь 2018г. | Бастрыкина А.В. |
«Образ Мадонны в живописи».
Час искусства |
Декабрь 2018г. | Бастрыкина А.В. |
«Подлинный певец скорби».
Вечер-портрет (В.Г. Перову 185 лет со дня рождения)
|
Январь 2019г. | Бастрыкина А.В. |
«Идём в театр!».
Экскурсия |
Февраль 2019г. | Бастрыкина А.В. |
«Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина».
Час искусства |
Март 2019 | Бастрыкина А.В. |
«Из истории древнерусской книжности».
Беседа-познание (ко дню православной книги)
|
Март 2019 | Бастрыкина А.В. |
«Волшебный мир сцены».
Беседа |
Апрель 2019 | Бастрыкина А.В. |
«День славянской письменности и культуры».
Беседа |
Май 2019 | Бастрыкина А.В. |
«Преподобный Сергий». Духовный час | Сентябрь 2019 | Бастрыкина А.В. |
«Любовь мира».
Час искусства (145-летие со дня рождения Н.Г. Рериха) |
Октябрь 2019 | Бастрыкина А.В. |
«Мой холст – вся жизнь!».
Час искусства (150 лет со дня рождения А. Сомова)
|
Ноябрь 2019 | Бастрыкина А.В. |
«Первый живописец Европы». Час искусства
(220 – лет со дня рождения К.Брюллова)
|
Декабрь 2019 | Бастрыкина А.В. |
«Рождество в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне»».
Час искусства |
Январь 2020 | Бастрыкина А.В. |
«Мир К.Моне».
Час искусства (180 лет со дня рождения К.Моне) |
Февраль 2020 | Бастрыкина А.В. |
«Шопен».
Час искусства (210 лет со дня рождения Ф. Шопена) |
Март 2020 | Бастрыкина А.В. |
«Ангел в куске мрамора».
Час искусства (545 лет со дня рождения М. Буонарроти) |
Апрель 2020 | Бастрыкина А.В. |
«Времена года».
Час искусства (180 лет со дня рождения П.И. Чайковского) |
Май 2020 | Бастрыкина А.В. |
«Я хочу доставлять радость».
Час искусства (195 лет со дня рождения И. Штрауса)
|
Сентябрь 2020 | Бастрыкина А.В. |
«Свет под книжной обложкой».
Беседа
|
Октябрь 2020 | Бастрыкина А.В. |
«Образ матери в искусстве».
Час искусства |
Ноябрь 2020 | Бастрыкина А.В. |
«Образ Ромео и Джульетты в искусстве».
Час искусства |
Декабрь 2020 | Бастрыкина А.В. |